![](/_landing/img/webp/top-img2.webp)
на первый
заказ
Курсовая работа на тему: Теоретические основы изучения методики городецкой росписи. Городецкая роспись как составляющая
Купить за 350 руб.Введение
Особую актуальность данная работа приобретает в контексте с международными программами и проектами ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия народов мира, в которых сфера образования рассматривается как наиболее массовый, доступный и эффективный канал трансляции в современное мировое культурное пространство шедевров народного искусства и воплощенных в них высших духовно-нравственных ценностей и идеалов человечества [13].Целью федеральной программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации" является сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни [13].
Основными целями Программы являются: сохранение культурного потенциала и культурного наследия страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия культурной жизни.
Поэтому сейчас интерес к старинным народным художественным промыслам возрастает, растет интерес к народной культуре, с целью воспитания у молодежи духа патриотизма.
В числе старейших мастеров, ставших зачинателями городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, после к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века Т.Беляев, Ф.С. Краснояров, И.А. Мазин, а так же ведущие современные мастера - Д.И. Крюков, А.Е. Коновалов.
В общеобразовательных школах Сибири, в том числе и в Новосибирске вводятся уроки, которые направлены на расширение знаний учащихся о культуре своего народа. Но методических разработок ориентированных на начальную школу не достаточно. Поэтому мы рассматриваем проблему приобщения к русской народной культуре младших школьников средствами городецкой росписи.
Исходя из актуальности изучаемой проблемы, нами сформулирована следующая тема курсовой работы: "Методика обучения младших школьников элементам городецкой росписи".
Объект исследований - процесс обучения
Предмет исследований - методики обучения детей младшего школьного возраста городецкой росписи.
Цель исследования - разработка методики обучения детей младшего школьного возраста городецкой росписи.
С учетом цели и предмета возникают следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую и методическую, искусствоведческую, культурологическую литературу по проблеме исследования;
выявить уровень готовности младших школьников к работе с росписями;
разработать систему уроков по городецкой росписи, обеспечивающих приобщение детей к русской народной культуре;
разработать электронные презентации " Сюжеты городецкой росписи" для проведения экспериментальных уроков;
выполнить с детьми серию работ по мотивам городецкой росписи.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что уроки по изучению городецкой росписи младшими школьниками будут осуществляться успешно при условии, если:
Применяется иллюстрированный историко-художественный и технологический материал;
Учитель владеет приемами выполнения росписи и может в доступной форме показать технологию детям;
Детские творческие работы демонстрируются на выставках разного уровня.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа.
Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические - анализ литературных источников по исследуемой проблеме, моделирование; эмпирические - опрос (беседа с детьми и педагогами), наблюдение за поведением детей.
Этапы исследования:
1. Теоретический. Анализ литературы, определение основных параметров педагогического исследования (объект, предмет, цель, задачи), составление плана работы и оглавления, написание первой главы работы, время работы этого этапа(сентябрь-январь).
2. Экспериментальный (начало и конец педагогической практики).
. Обобщающий. Анализ и сравнение полученных результатов, и литературное оформление своей работы.
Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивается результатами опытной работы, адекватность методики исследования его предмету и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении и др.
Практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы учителями, воспитателями и студентами ФНК.
Проводилась вся практическая работа на базе МБОУ лицея № 113.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ГОРОДЕЦЕОЙ РОСПИСИ
1.1 Городецкая роспись как составляющая русской народной культуры
Прежде чем обратиться к методическим разработкам, по "городецкой росписи", необходимо познакомиться и изучить теоретические основы этого промысла.
Если на теплоходе идти по Волге от Москвы вниз, то недалеко от города Нижнего Новгорода, на левом берегу реки откроется сначала беспредельная ширь лугов с темнеющей вдали полоской леса. Потом берег будет постепенно повышаться, и на вершине круто спускающейся вниз горы предстанет белый городок: невысокие домики его ровным рядом тянутся вдоль кромки воды, а густая листва деревьев, почти скрывая их, бросает узорную тень на побеленные стены строений. Это Городец, ворота в заволжский край, в прошлом край дремучих лесов и непроходимых болот, глубоких оврагов и прихотливо извивающихся речек, край, овеянный древними легендами. Городецкая роспись русский народный художественный промысел; существует с середины 19 в. в районе г. Городец. Городец с давних пор славится "глухой" резбой по дереву.
Создается эта резьба топором и долотом. Умелые городецкие плотники, мастерство которых удивляло самого Петра Великого, украшали своей резьбой борта стругов, расшив и других судов, которые во множестве строились на Волге [15] .
С кораблей резьба перешла на дома. Затейными резными узорами покрывались пилястры, наличники, навесы, ворота. И поныне Городец радует сохраненной красотой рельефной резьбы на домах.
В старинном Городце наряду с резьбой возникла самобытная роспись, которой по началу украшались прялки. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их веселыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику "Городецкая роспись". Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки [24].
Работа А.Е. Коновалова была отмечена Дипломом второй степени, и Институт Художественной Промышленности заключил с мастером договор о разработке новых комплектов детской мебели, за который впоследствии (в 1960 г.) в Москве художник получил Диплом первой степени. Пока Коновалов - художник, преданный своему делу, -- работал в Москве, в артели появилось новое руководство, которое главной своей целью ставило увеличение выпуска продукции и получение наибольшей прибыли. Роспись казалась делом малоприбыльным, да и материальных затрат она требовала больше. К тому же, чтобы развивать деятельность мастерской, необходимо было начать подготовку мастеров по росписи. Понимая всю сложность ситуации, А. Е. Коновалов перебирается в Семенов, где с 1957 г. начинает преподавать в профтехшколе городецкую роспись. И уже через два года, в 1959 г., школа делает первый выпуск. В 1960 г. артель "Стахановец" преобразовывается в фабрику "Городецкая роспись", а в 1965 г. она объединяется с Городецкой мебельной фабрикой, в Курцеве остается ее филиал. Постепенно складывается новый ассортимент изделий, расписываемый городецкой росписью. Наряду с предметами, используемыми в быту (солонки, комплекты досок, хлебницы, поставки, шкатулки и пр.), появляются чисто декоративные (панно, блюда). Помимо этого фабрика производит и расписывает детскую мебель и игрушки. Особенно знамениты городецкие конь-качалка и петух-каталка (авторы Е.И. Воронцова и А.Е. Коновалов). Расписываются игрушечные шкафчики, столики и стульчики. И теперь, когда, казалось бы, все трудности были преодолены и можно было спокойно заниматься любимым делом, возникли новые непредвиденные ситуации, заставлявшие мастеров задуматься о дальнейшем существовании промысла. Трудности были связаны с плохим снабжением красителями предприятия "Городецкая роспись". Пришлось перейти на роспись изделий по текстуре древесины, а в результате и к упрощению живописных приемов и технологии росписи. Технология теперь заключалась в следующем: после тщательной зачистки на поверхность древесины при помощи пистолета наносили два или три слоя нитролака с промежутками для высыхания в три-четыре часа. Когда лак полностью высыхал, выполняли роспись. Делалась она масляными красками в три приема (подмалевка, теневка, разживка). Последней операцией было покрытие изделия масляным лаком. Эту операцию выполняли кистью. Рассказывая об этом трудном времени, А. Е. Коновалов писал: "Новый характер росписи складывался в условиях коллективных поисков в цеху, в процессе которых отдельные мастера пробовали решать общие задачи по-своему. По сравнению с росписью традиционной в нашем новом искусстве утраты увеличились, но одновременно появились и достижения, позволявшие сохранять в готовых изделиях ощущение дерева как материала, высоко ценящегося в современном декоративном искусстве. Роспись по светлому дереву довольно быстро получила широкое признание и у потребителей, и у торгующих организаций, отправлявших их даже на экспорт. Некоторые любители народного искусства даже полагали, что городецкая роспись была такой и всегда". В 1969 г. на фабрике организуется экспериментальная творческая лаборатория, в которой работают наиболее опытные художники Л. Ф. Беспалова, Ф. Н. Касатова, Л. А. Кубаткнна, Н. Н. Носкова, Т. М. Рукина, А. В. Соколова, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, а также высокопрофессиональные столяры, токари и резчики по дереву П. А. Березин, И. П. Борунов, В. Г. Зеленин, А.Я. Колов и А.А. Локтионов. Лаборатория занималась разработкой новых видов изделий для массового выпуска на столярной и токарной основе. Наряду с этим талантливые художники не оставляли попыток возродить роспись "старого Городца" с сюжетными сценами, которые раньше писались на прялках. Художники часто использовали в росписи сюжеты из городской жизни. Особенно любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития в богатых интерьерах (с колоннами, старинными настенными часами, высокими окнами, украшенными пышными занавесками). Мастера фабрики "Городецкая роспись" участвуют в различных выставках. Некоторые из них в 1985 г. за возрождение традиций городецкой росписи были удостоены Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Современные мастера фабрики успешно продолжают развивать традиции сюжетно-орнаментальной живописи, передают свой опыт молодому поколению. В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. Работы городецких мастеров можно увидеть во многих странах мира: Франции, Германии, Норвегии, Греции, Канаде, Бельгии, Италии, Америке и др. [6].
Оглавление
- Введение- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ .1 Городецкая роспись как составляющая русской народной культуры
- Виды композиций Городецкой росписи
- Цветочная роспись
- Сюжетная роспись
- Место городецкой росписи в учебных программах и учебно-методической литературе ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ .1 Урок 1. Городецкая роспись. Знакомство с городецкой росписью, история городца
- Урок 2. Декоративное рисование элементов цветочного узора
- Урок 3. Композиция городецкой росписи ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- Заключение
- Библиографический список
Заключение
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли - рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка. Поэтому среди населения стали быстро развиваться разные ремесла: в самом Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.За короткий промежуток времени художники в совершенстве овладели живописным мастерством. Хотя изображения сохраняют в основном плоскостной характер, вместо светотени все большую роль начинают играть переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и легкость мазка порой граничат с виртуозностью. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.
Сегодня традиционный народный художественный промысел "Городецкая роспись" развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики "Городецкая роспись" сохраняют и развивают традиции этого народного художественного промысла.
Список литературы
1. Аверина, В.И. Городецкая резьба и роспись [Текст]/ В.И. Аверина. - Нижний Новгород, 2000. Альбом для раскрашивания детям 6-7 лет. Городецкие узоры. - М., Изд-во: "Мозай - Синтез", 2001. - 36 с.
. Арбат, Ю.А. Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах русского народного искусства [Текст]/ Ю.А. Арбат. - М., Изд-во: "Детская литература", 1964. - 174 с.
. Арбат, Ю. А. Путешествие за красотой [Текст]/ Ю.А. Арбат. - М., Изд-во: "Детская литература", 1966. - 68 с.
. Величко, Н. Роспись : Техники. Приемы. Изделия. [Текст]/ Н. Величко. - М., Изд-во: "АСТ-ПРЕСС", 1999. - 176 с.
. Горяева, Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений [Текст]/ Н.А. Горяева, О.В. Островская. - М., Изд-во: "Просвещение", 2001. - 176 с.
. Дорожин, Ю. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства [Текст]/ Ю. Дорожин. - М., Изд-во: " МОЗАИКА-СИНТЕЗ", 2001. - 24 с.
. Жегалова, С.К. Русская народная живопись [Текст]/ С.К.Жегалова. - М., Изд-во: "Просвещение", 1984. - 176 с.
. Жегалов, С.К. Русская народная живопись. (для детей) [Текст]/ С.К. Жегалов. - М., Изд-во: "Просвещение", 1975. - 126 с.
. Каган, М.С. Философия культуры [Текст]/ М.С. Каган. - Спб., Изд-во: "Питер", 1996. - 130 с.
. Канцедикас, А.С. Уроки народного искусства [Текст]/ А.С. Канцедикас. - М., 1986. - 310 с.
. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]/ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Санкт - Петербург, Изд-во: "Детство - Пресс", 2000. - 304 с
. Концепция художественного образования в РФ. М., 2002г.
. Кузин, В.С. Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 кл. [Текст]/ В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М., Изд-во: "Дрофа", 1999. - 112 с.
. Маврина, Т.А. Городецкая живопись[Текст]/ Т.А. Маврина. - СПб., 2001
. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву [Текст]/ Х.И. Махмутова. - М., Изд-во: " Просвещение", 1987. - 71 с.
. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Текст]/ Б.М. Неменский. - М., Изд-во: "Просвещение", 2000. - 189 с.
. Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" [Текст]/ Б.М. Неменский. - М., Изд-во: "Просвещение", 2001 - 67 с.
. Программа "Изобразительное искусство". Основы народного и декоративного искусства", для 1-8 классов [Текст]/ Т.Я. Шпикалова, Н.М. Сокольникова, Н.Н. Светловская, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина. - М., 2000. - 57 с.
. Программа "Композиция", 1-11 классы [Текст]/ Н.М. Сокольникова. - М., 2002. - 83 с.
. Программа "Основы живописи", для 5-9 классов [Текст]/ В.С. Кузин, Л.С. Нерсисян, П.Ю. Коваленко, Е.А. Близнюк. - М., 2000. - 76 с.
. Программа "Рисунок", 1-11 классы [Текст]/ В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, Е.А. Близнюк. - М., 2001
. Русакова, Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе. Лекции по методике преподавания изобразительного искусства [Текст]/ Т.Г. Русакова. - Оренбург, 1999. - 138 с.
. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву [Текст]/ М.С. Соколова. - М., Изд-во: "ВЛАДОС", 2002. - 304 с.
. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]/ Н.М. Сокольникова. - М., Изд-во: "Академия", 2003. - 386 с.
. Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст]/ Л.Я. Супрун. - М., 1983. - 280 с.
. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст]/ П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М., 1976. - 64 с
. Федеральная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации". - М., 2001.
. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]/ Г.С. Швайко. - М., Изд-во: "ВЛАДОС", 2001. - 160 с.
. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы[Текст]/ Т.Я. Шпикалова. - М., 2000.
. Шпикалова, Т.Я. Концептуальные подходы к содержанию художественного образования и воспитания школьников средствами народного искусства [Текст]/ Т.Я. Шпикалова. // Формирование личности учителя начальных классов в процессе освоения классического и народного искусства. Шуя, 1992.
. Шпикалова, Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства (1-4 кл.) [Текст]/ Т.Я. Шпикалова. - М., Изд-во: "Просвещение", 1996
. Энциклопедический словарь. Т.1. - С. 351-359
или зарегистрироваться
в сервисе
удобным
способом
вы получите ссылку
на скачивание
к нам за прошлый год